МБОУ "Лицей №18"
г.Сарапул. Удмуртская Республика

Информационная безопасность

Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.

Цели информационной безопасности образовательной организации:

  1. защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц;
  2. защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.

Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в Лицее:

  • Обеспечена программная защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, атаки хакеров и т. д.) 
  • Установлен контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
  • Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
  • Использована контент-фильтрация,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

Нормативное регулирование

  • Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О персональных данных»

  • Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»  

  • Федеральный закон Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ(ред. от 29.07.2017)"Об информации, информационных технологиях

Если Вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если Ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи — Дети России онлайн по телефону:

8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный)

Детям

Советы по обеспечению безопасности ребенка в Интернете

  1. Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;
  2. Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;
  3. Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;
  4. Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;
  5. Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;
  6. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;
  7. Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

Детские безопасные сайты

  • http://www.ligainternet.ru - Информационный ресурс некомерческой организации «Лига безопасного интернета»
  • https://вбезопасныйинтернет.рф - Цикл видеоуроков подготовленных в рамках Всеросийской акции «Месяц безопасного интернета»
  • http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.
  • https://мвд.рф/безопасный-интернет-детям - Информационная страница сайта МВД России Всероссийской профилактической акции «Безопасный Интернет»
  • http:/edu.ru/ - Федеральный портал «Российское образование»
  • http://detionline.com - Информационный ресурс «Дети России»
  • http://персональныеданные.дети - Информацинный ресурс «Персональныеданные.дети»
  • https://edu.yar.ru/azbuka/ - Информационный ресурс «Азбука цифрового мира»
  • http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России.Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. 

Памятки для учащихся

Родителям (законным представителям)

Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

  • Нежелательный контент;
  • кибербуллинг;
  • утрата денег;
  • общение с незнакомцами
  • зависимость.

Советы по безопасности в этом возрасте

  • независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку – главный метод защиты;
  • если ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (Вконтакте, Телеграм, и другие), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео;
  • проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис вашего ребенка. Странички вашего ребенка могут быть безопасными, но могут содержать и ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона вашего ребенка или ваш домашний адрес);
  • Поощряйте вашего ребенка сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда он это делает (из-за опасения потерять доступ к интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать интернет вне дома и школы);
  • будьте в курсе сетевой жизни вашего ребенка. Интересуйтесь его друзьями в интернете так же, как интересуетесь реальными друзьями.

Общие правила как обеспечить информационную безопасность ребенка Правила

Памятки для родителей

Педагогам

  • Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.
  • Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.
  • Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.
  • Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.
  • Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.
  • Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.
  • Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.
  • В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.
  • Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

Рекомендации по организации работы в информационном пространстве:

  1. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
  2. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
  3. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
  4. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
  5. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
  6. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
  7. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
  8. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
  9. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
  10. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
  11. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
  12. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
  13. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
  14. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.